Воскресенье, 19.05.2024, 00:13Главная | Регистрация | Вход

Форма входа

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 23

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог статей
Главная » Статьи » Японские сады

Японская и Китайская культура отраженная в садовом искусстве

     Устройство садов и парков исходит из принципов восприятия действительности. Европа стилизует японские и китайские сады, а мусульманские страны (ОАЭ) и сады Тайланда начинают вторить Версалю и геометрией, и размахом. Теперь с Луны невооруженным глазом можно увидеть не только Великую Китайскую стену, но и комплекс островов в виде гигантской пальмы в Персидском заливе.
        Слава Богу, земляне любят свою планету, а в местах своего обитания славят свою веру, все стихии их окружающие – землю, воду огонь, ветер, растения.
      Основополагающим принципом восточных  - японских и китайских садов, является божественное восприятие, дарованное миру посредством религии – даосизма, буддизма, дзэн-буддизма, синтоизма. Одухотворение и созерцание большого  в малом, учение фэн-шуй, наконец.
      Японские сады миниатюрны более китайских, но и те, и другие  - яркий пример ландшафтных садок, которым без устали вторит Европа. В каждом из уважающих себя ботсадов обязательно есть восточных уголок, либо нечто большее – система водоемов, мостиков, павильонов, сухие сады камней, влажные поля с японскими ирисами, высадки растений восточных регионов – криптомерии, древовидные пионы, азалии, камелии, аукубы, офиопогоны, сады мхов, бамбуки, баугинии и рододендроны, сосны, можжевельники, кампсисы, глицинии, тутовые деревья и японские клены. Всего не перечесть.
        Древняя культура разведения шелковичных (тутовых) червей, которые окукливаясь дают кокон с шелковой нитью – знаменитый китайский шелк. Яйца бабочек тутового шелкопряда не разрешали вывозить из страны под страхом смерти. Древняя традиция разведения «золотых » рыбок – вуалехвостов и бассейновых полуметровых пестрых карпов – «кои» .  Выращивание черного чая, который с великими трудностями на лошадях по полгода везут в Тибет, население которого дожидается его, т.к. напиток – «чай» - им жизненно необходим. Чайные розы, апельсин – везде звучит слово «китай». Тысячетелетиями жители выращивают «чумизу» - злак, похожий на просо и лагенарию, именуемую «вьетнамский огурец», сливы, персики, и конечно же рис. «Косы красавицы Гуй» - дождь из длинных соцветий глициний по весне, свисающих с пергол и арок.
         Путешествие к озеру Ханка, которое находится на границе с Китаем, совершенное в 14-летнем возрасте вместе с группой одноклассников и учителем нашей школы г.Владивостока, запомнилось навсегда. Приханкайская низменность очень плодородна, в подзорную трубу с пограничной вышки мы видели город, а на переднем плане  - сгорбленных трудолюбивых китайцев на полях в шляпах-конусах  и их фанзы. Похожесть дисциплинированность, следование закону и традиции – формула успеха этого народа.
           Древние жители японских островов – айны. Японская нация считается потомками 100 юношей и 100 девушек из Китая. Японские острова – особая зона на планете. По майанскому календарю – это суша и омывающие ее моря, океан – зона перехода миров. Белая печать. В японской традиции – белый – это цвет траура. Самурайское искусство «харакири» изучают мальчики с детства. «Икэбана» – искусство составления букета из срезанных цветов – уже всемирно известна, школ разных стилей много. «Бонсай» - искусство выращивания карликовых деревьев в горшках, передается от отца к сыну много поколений. Нация ждет 1000-летнего «бонсаи». «Оригами» искусство сложения из бумаги фигур объемных, пригодилось для конструкции модулей космических кораблей.
          Культ горы Фудзи – Фудзиямы (яма – гора -яп.) отражен в 100 гравюрах горы Фудзи разных авторов. Каждый настоящий японец должен взойти на Фудзи и встретить там рассвет – это инициация, посвящение. Сейчас выдается медаль и свидетельство. Когда наш «сэнсэй» - учитель, Гольша Анатолий Кириллович, рассказывал нам о своем восхождении и показывал фото, мы – члены японского клуба г.Одессы, были в восторге. Анатолий Кириллович организовал в Одессе курсы раннего развития детей по методике японского профессора. Их знают многие мамы и папы, дедушки и бабушки. Дети узнают 3 языка сразу  - японский, английский и русский. С ними занимаются носители языка – студенты из Японии.
     История клуба любителей японского языка и культуры насчитывает много лет. Юмико–сан (Юмико Новицкая) учила языку и каллиграфии, мы изучали культуру страны восходящего солнца по альбомам во время встреч и выставок, приходящихся на время культурных программ общества дружбы Йокогама – Одесса. Много встреч, сувениров, воспоминаний. Клуб посещался семьями – все поколения учили язык, писали иероглифы кисточкой и тушью, занимались «оригами». Дети, изучающие японский язык, поставили сказку «Репка» на японском языке для гостей – японцев. Я немного поучаствовала в учебном процессе  - в программу «развитие памяти» в детской воскресной школе вела уроки «икебаны » - самое основное – типы композиций.
     Светлана Марченко, член японского клуба, знает искусство икебана в совершенстве, выращивает много растений в своем частном саду и создавала удивительные, уникальные композиции в клубе на частных уроках, на лекциях в музее западного и восточного искусства, в картинной галерее для дружественных встреч делегации из Японии.
        Я прибегала с биофака с растительным материалом, собранным по дороге, выбирала сосуды, кензаны и составляла композиции, порой даже из зоологического печенья, кусков коры, веток цветов, камней и воды. Обновляла их каждую неделю. Тогда клуб арендовал аудиторию на 4-м этаже бывшей совпартшколы (площадь 10 апреля). Сейчас – это школа подготовки управленческого аппарата для «команды президента» и адрес у нее – Генуезская 22, кажется. Но повышение арендной платы вынудило клуб в очередной раз переехать, забрав все сувениры, кензаны, кимоно и библиотеку.
     Дом японца – на земле у воды, он низкий, бумажный, деревянный, сейсмоустойчивый,  с садом, бамбуковым забором и водным устройством «соцу» для отпугивания оленей. Если есть сад и дом для чайных церемоний – чудесно. А если в водоеме в форме иероглифа  «кокоро » - сердце – есть острова в форме журавля и черепахи, совсем хорошо. Сады разделяются на холмистые и равнинные – полного стиля, полусокращенного и сокращенного. В саду элементы – син, соэ, хипаэ создают структуру сада – небо, человек, земля. Японцы вписывают человека в систему Мирозданья, как звено, создающее небо и землю.
          Свои первые работы – миниатюрные, пейзажи и сады из растений ( суккулентов) в низкой керамике я принесла в японский клуб, когда он арендовал помещение «Клуба юных натуралистов» на Тенистой 2, где ему было лучше всего. Вот это – бон-кеи – пейзаж на подносе, а это – хаконива – сад в коробочке, объяснили мне члены клуба, рассматривая мои творения. Там были скалы, бамбуковые рощи, фонарики, идущие на водопой к ручью олени; красный керамический мостик над керамическим водоемом с водой, все отражающий; зеленые склоны из мха, красивые камни. В клуб меня приняли вместе с работами, часть из которых украшала одну из выставок частных коллекций в музее Блещунова. Керамические основы фонарики и мостики я заказывала профессионалом, изготовляя пластилиновые модели для них.
       Голландские и польские рынки цветочных композиций были еще впереди. Владельцы первых цветочных магазинов нашего города находили мои миниатюры из керамики растений, камней, ракушек и фигурок (чаще оленей и лягушек) новаторством и украшали ими свои витрины. Часть работ украсила офисы, часть осела в частных коллекциях любителей, часть продавалась через магазины типа «Профи». Работы отражали времена года, настроение автора, сопровождались соответствующей "танка" (четверостишием). Часть из них я сфотографировала аппаратом «Зенит», а сохранившиеся к настоящему времени – уже цифровой камерой.Надеюсь представить их вашему вниманию, дорогой друг.
           Когда на день рождения мне принесли долгожданный подарок – 2 рюкзака камней с морского побережья – решила создать холмистый сад полного стиля. В нем были холмы, пруд, острова; разложены  камни, имеющие персональные названия (камень лунной тени, например), мостики, деревья.  Я прилегла, чтобы  лучше видеть  и за мной последовали гости, постигая, помогая, одобряя, сверяясь с инструкцией. Когда мы доделали сад, была уже ночь  - мы вспомнили об угощении.«Такого необычного дня рождения ни у кого не было» - признавались мне потом друзья, - «Но мы теперь тоже собираем камни у моря и делаем композиции». Сотворчество, искусство отображения природы, которого они испили, захватило их – в этом его могущество.
       Заканчивая вводную статью хочу порекомендовать книгу Н.С.Николаевой «Японские сады» издательства "Изобразительное искусство", изданную тиражом 15 000 экземпляров в 1975 г. Тогда эта книга стоила 3 рубля 34 копейки. Сколько же теперь стоит книга, которую я держу в руках?

 

Как я ни таился,

Любовь проступила слишком приметно.

«Отчего ты ходишь печальным»-

Все спрашивают меня…

 

Чайная церемония

Ритуализованное и эстетически осмысленное питье чайного напитка – чайная церемония, специфическое японское искусство. А его великий служитель Тедзин Сэн-но-Рикю (1521-1592гг), был не просто дизайнером, оформителем пространства, он был оформителем общения и психологического комфорта, он был дизайнером человеческих душ, довел до совершенства принципы чайной церемонии и детально разработал ее поэтику. Он писал в своей танка:

Тем которые жаждут

Любоваться цветущею вишней

Я бы хотел показать

Набухшие почки, припорошенные снегом в горной деревне в

В самом начале весны.

 

      Не всем сразу доступная красота, нарочитая бедность домика и утвари - стиль сурового «ваби», помогала стремящимся проникнуть в ее красоту, сняв покров обыденности с обычных вещей. Зарождающаяся в сердце добродетель изящной гармонии, начинающаяся с общения между друзьями, ведет к идеалу всеобщей гармонии. Эффект, на достижение которого было направлено чайное действо, заключался в обретении сочувствия и сомыслия участников-друзей, что заствило бы каждого забыть о своем отчуждающем «Я» (ссылка на статью Евгения Штейнера из «Художественного календаря» - сто памятных дат. – календарь на 1992 год. Из-во "Сов.Художник" – м – 1991г, тираж 135 000 экземпляров, цена 5 руб.
        Нам есть чему научится у мудрого народа Японии. В клубе,
искусство чайной церемонии, нам демонстрировали гости – японцы . На рядовых клубных встречах  много было выпито японского чая, порошкообразного, со вкусом водорослей, очень бодрящего. Первично заваренный чай пьют самураи, вторично заваренный – женщины, заваренный в третий раз, можно давать детям.

 

 

Саёонара. Ваша Camelia.

Категория: Японские сады | Добавил: lucky-duu (18.12.2011)
Просмотров: 1050 | Комментарии: 5 | Теги: сады, Юлешкина Людмила, ландшафтный дизайн | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный хостинг uCoz